Как собрать кал у ребенка утром

Как собрать кал у ребенка утром

Анализ кала является одним из видов диагностических мероприятий. Чтобы анализ показал достоверный результат, необходимо правильно собрать материал. Однако не все родители знают, как нужно готовиться к процедуре и сколько кала нужно сдать. Особенно трудно приходится мамам и папам грудничков.

Для чего дается направление на анализ кала?

Направление на исследование кала дается для исключения или подтверждения следующих патологий:

  • заражения паразитами;
  • дисбактериоза;
  • кишечных инфекций;
  • язвы желудка;
  • желудочного кровотечения;
  • непереносимости продуктов питания;
  • заболеваний печени и желчного пузыря;
  • воспалительных процессов в ЖКТ;
  • неспособности пищеварительной системы выполнять свои функции;
  • недостатка ферментов.

Если у ребенка нет проблем со здоровьем, анализ кала делают при достижении определенного возраста в плановом режиме либо для оформления в образовательные учреждения или места отдыха. Внеплановое исследование назначают при наличии следующих симптомов:

Виды исследований кала

Чаще всего люди сталкиваются с двумя видами анализа кала: общий (копрограмма) и на яйца глист. Однако бывают другие исследования каловых масс, позволяющие более детально изучить состояние организма. В таблице приведен перечень видов исследований кала с описанием показаний для анализа и возможностей выявления той или иной патологии.

Вид анализа Показания Выявляемые патологии
Копрограмма Понос, боли в животе, повышенное газоотделение Нарушение работы желчного пузыря, воспалительный процесс в ЖКТ, плохое переваривание пищи, паразиты
На яйца глист Плановые обследования, подозрение на заражение глистами Наличие гельминтов и других паразитов
На лямблии Расстройство пищеварения, интоксикация, аллергические проявления Лямблиоз
На скрытую кровь Боли в животе, наличие в кале кровяных прожилок, общая слабость, маленький вес Внутренние кровотечения, язвы, повреждение слизистой ЖКТ
Бакпосев Признаки кишечной инфекции, контакт с инфицированным человеком Дизентерия, стафилококк, ротавирус, сальмонеллез
На трипсин Колики, интенсивные срыгивания у грудничков, маленький вес, проблемы со стулом Недостаток пищеварительных ферментов, нарушение работы поджелудочной железы
На дисбактериоз Жидкий стул, дискомфорт в животе, тошнота, прием антибиотиков Нарушение кишечной микрофлоры
На условно-патогенную микрофлору Болевые ощущения в животе, вздутие, запор, понос, кожные высыпания, тошнота Размножение патогенной микрофлоры

Как правильно собрать биоматериал для исследования?

Существуют особенности сбора материала у детей разного возраста. Если малышу больше 2–х лет, он уже ходит на горшок и родители примерно знают, когда произойдет очередной акт дефекации. Для забора материала достаточно дождаться, когда малыш сходит «по-большому», и собрать часть кала.

Перед тем, как ребенок покакает, горшок или унитаз нужно хорошо помыть и ополоснуть. Материал собирают сразу же после акта дефекации. Забор необходимо проводить из разных частей каловой массы. Следует избегать соприкосновения со стенками горшка или унитаза.

У грудничков и новорожденных кал на анализ брать труднее. Для забора материала необходимо следить за состоянием подгузника, вещей или пеленки. Как только малыш покакал, нужно собрать материал. Нельзя соскребать кал непосредственно с пеленки или подгузника, поскольку в него могут попасть посторонние примеси. Необходимо взять кал, находящийся в верхней и средней частях.

Если стул грудничка жидкий, следует сразу же после опорожнения слить содержимое подгузника или пеленки в стерильную емкость. Также можно собрать биоматериал в специальный мочесборник. Для исследования достаточно 2 чайных ложек материала.

Как избежать недостоверности анализа?

На результаты анализа может повлиять ряд факторов. К ним относятся:

  • чистота емкостей;
  • время между сбором и доставкой кала в лабораторию;
  • хранение материала после забора;
  • прием лекарственных препаратов;
  • употребленная накануне пища;
  • посторонние примеси (например, моча, вода).

Чтобы избежать недостоверности результата, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Мыть ребенка в день сдачи анализа простым детским мылом. Некоторые средства гигиены содержат агрессивные компоненты, которые при попадании в материал для анализа способны нарушить содержащуюся в нем флору.
  • Использовать стерильные емкости.
  • Собирать кал не позже, чем за 6 часов до проведения анализа. Наиболее достоверный результат получается, если кал сдают на обследование непосредственно после забора. Однако когда нет такой возможности, можно сделать забор вечером и оставить емкость с материалом в холодильнике.
  • За неделю до сбора анализа не вводить в рацион грудничка новый прикорм. Кормящей маме необходимо придерживаться правильного питания.
  • Перед исследованием не применять ректальные свечи.
  • За сутки до забора материала исключить прием лекарственных препаратов.

Помимо общих рекомендаций, существуют особенности забора материала:

  • материал на бакпосев собирают не позднее, чем за 2 часа до начала исследования;
  • кал для обнаружения лямблий нужно отдавать в лабораторию сразу после забора;
  • за 3 суток до обследования на скрытую кровь нужно исключить из меню продукты с высоким содержанием железа.

Ошибки при заборе материала

Многие родители, чтобы ускорить процесс дефекации, совершают действия, которые существенно влияют на достоверность анализа. Самые распространенные ошибки при заборе кала:

  • Применение клизмы. После клизмирования малыш покакает, однако в материале будет присутствовать вода, которая применялась для процедуры.
  • Согревающие грелки. Тепло влияет на активность различных микроорганизмов.
  • Собирают кал с примесями мочи. Необходимо проследить, чтобы ребенок опорожнил мочевой пузырь до акта дефекации.
  • Замораживание материала. При заморозке многие микроорганизмы погибают, поэтому анализ будет неинформативным.
  • Применение слабительных.
  • Хранение материала в холодильнике более 12 часов.

Расшифровка результатов анализа, нормальные показатели для детей

При расшифровке рассматриваются физические и химические характеристики материала. Также учитывают возраст ребенка, поскольку кал у грудничков отличается от материала старших детей. При расшифровке анализа грудных малышей имеет значение, какое питание они получают — материнское молоко или молочную смесь. В таблице приведены нормальные показатели для детей.

Показатель Норма
Грудной ребенок на естественном вскармливании Грудной ребенок на искусственном вскармливании Дети старше года
Количество, г/сут 40 -50 30 — 40 100 — 250
Цвет золотисто-желтый, желтый, желто-зеленый от желтого до коричневого коричневый
Консистенция кашеобразный замазкообразный плотный
Запах кислый гнилостный не резкий
Слизь небольшое количество нет
Кислотность (рН) 4,8 – 5,8 6,8 – 7,5 7 – 7,5
Кровь нет
Билирубин есть нет
Растворимый белок отсутствует
Детрит есть
Стеклобилин обнаруживается 75 – 350 мг/сут
Мышечные волокна возможно небольшое количество нет
Соединительные волокна не обнаруживаются
Крахмал нет
Клетчатка
Нейтральный жир небольшое количество отсутствует
Жирные кислоты немного в кристаллах отсутствует
Соли жирных кислот небольшое количество
Лейкоциты до 8 ед нет
Эритроциты
Дрожжевые грибы
Простейшие, лямблии, глисты
Читайте также:  Женские болезни гинекология выделения

Возможные отклонения

Если в анализах ребенка есть отклонения, то родители самостоятельно смогут только понять, обнаружены ли глисты или другие паразиты. Отклонения от нормы других показателей могут указывать на различные патологии в желудочно-кишечном тракте. В таблице приведен список возможных отклонений и их причины.

Отклонение Возможная патология Другие факторы, влияющие на показатель
Изменение количества Понос, запор, заболевание поджелудочной, желчекаменная болезнь Введение прикорма, употребление большого количества фруктов, овощей, мяса
Необычный цвет Внутренние кровотечения (темный), язва желудка (красноватый), нарушение работы поджелудочной железы (светлый), гепатит (белый) Употребление продуктов, окрашивающих кал (свеклы, томатов) или однообразной пищи (только каш или овощей)
Необычная консистенция Нарушение пищеварения (плотный или жидкий), камни в почках и мочевыделительной системе (мазевидный), нарушение всасываемости в кишечнике (жидкий), плохое усвоение углеводов (пенистый) Большое или маленькое количество жидкости, поступающей в организм
Специфический запах Нарушение работы ЖКТ, воспаление кишечника Введение нового прикорма
Кислотность Панкреатит (высокая), плохое переваривание еды (низкая)
Наличие слизи Инфекционное заболевание, неусваиваемость лактозы, новообразования в кишечнике Сильный насморк
Кровь в материале Кровотечения в системе ЖКТ, язвенная болезнь, травмирование ЖКТ, трещины в заднем проходе и геморрой, онкология, инфекционная болезнь
Билирубин у ребенка старше года Дисбактериоз Прием антибиотиков
Растворимый белок Язвенная болезнь, кровотечение, воспаление ЖКТ, нарушение способности переваривать пищу
Высокое содержание мышечных и соединительных волокон Гастрит, панкреатит
Крахмал и клетчатка Нарушение пищеварения, воспаление поджелудочной железы, воспаление слизистой желудка, патологии тонкого кишечника
Жирные кислоты и их соли Неусваиваемость углеводов, заболевание ЖКТ
Высокие лейкоциты Различные колиты, нарушение целостности прямой кишки, патологии тонкого кишечника, инфекции в ЖКТ
Дрожжевые грибы Кандидоз, дисбактериоз